МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОО
Содержание
- Структура управления школой
- Основные стратегические задачи руководства школой.
- Основные характеристики системы управления в школе.
- Уровни управления.
- Учебно-воспитательный процесс.
- Педагогические кадры.
- Уровень административного управления.
- Ключевые приоритеты развития управленческой деятельности.
1.Структура управления школой.
Нормативно- правовая база:
1.Конституция Российской Федерации.
2.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации.
4. Устав общеобразовательного учреждения «Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шарнутовская школа имени Б.С. Санджарыкова».
Принципы управления школой:
- демократия;
- свободное развитие личности;
- гражданственность;
- гуманизм;
- приоритеты общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья;
- автономность и светский характер обучения.
Данная структура даёт реальную возможность придать педагогическому процессу целостность и оптимальность, которая связана не только с её совершенствованием, но и с применением модульной системы в соответствии с прогнозируемыми целями. Модуль предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы директор, его заместители и учителя школы, обучающиеся и их родители и (или) законные представители.
Стратегические требования модели:
- Полный охват направлений работы;
- координация и взаимосвязь деятельности различных подразделений образовательного учреждения;
- адаптивность управленческой модели к изменяющимся социально- экономическим условиям, открытость, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в имеющуюся систему новые структуры;
- использование в управлении школой современных информационных технологий;
- оптимальное привлечение квалифицированных специалистов, в том числе из числа общественности к принятию управленческих решений.
Цель структуры системы управления: оптимальное сочетание интересов государства и общества с интересами участников образовательного процесса.
2.Основные стратегические задачи руководства школой.
К основным стратегическим задачам руководства школой, которое направлено на улучшение образовательного процесса являются:
1. повышение качества образования;
2. улучшение условий обучения детей;
3. совершенствование профессиональной компетенции педагогов;
4. расширение ресурсной базы учреждения;
5. принятие управленческих решений.
Тип управления, который сложился в образовательном учреждении, основан на методологии деятельностного подхода и рассматривает управление как взаимодействие двух подсистем:
Управляющий Управляемый
3.Основные характеристики системы управления в школе:
1. Коллегиальное выстраивание модели образовательного процесса;
2.предоставление прав и личной ответственности каждому участнику в принятии управленческих решений;
3. возможность обмениваться оперативной информацией;
4. творческое сотрудничество;
5.оптимальное взаимодействие управленцев с участниками образовательного процесса;
6. гибкий демократический стиль руководства на базе объективных закономерностей, учёт которых облегчает управленческую деятельность и направляет процесс на достижение положительной динамики;
7. принципы системы управления: целенаправленность, адресность (с целью дальнейшего прогнозирования, программирования, достижения желаемого результата).
Матричная система управления, исходя из целей, принципов, стратегии развития образовательного процесса, состоит из 4 уровней:
1 уровень: директор, педсовет, ученический Хурал;
2 уровень: заместители директора, педагог-психолог, завхоз;
3 уровень: школьные методические объединения;
4 уровень: обучающиеся и их родители/законные представители.
Модель управления образовательным учреждением на четырёх уровнях предполагает переход к системной модели управления образовательным процессом в условиях перехода на обновлённый ФГОС.
В структурных связях принципиальным является единство:
управление – соуправление - самоуправление.
Разработанные локальные акты определяют функциональные обязанности для управленцев каждого уровня управления, что обеспечивает слаженность в управлении развитием образовательного учреждения.
Конечный результат любых управленческих действий направлен на качественную подготовку выпускника школы во всем многообразии этого понятия, имя в виду совокупность собственно- образовательных приобретений, нравственных, духовных, развития его индивидуальных и творческих способностей. Результаты решения этой задачи с учётом того, что она не должна быть неизменной во времени и в обществе – основной критерий оценки эффективности системы управления.
Разработанные критерии оценки эффективности управленческой модели включают в себя также:
№ |
Критерии оценки эффективности управленческой модели |
1. |
Динамика квалифицированного уровня педагогов. |
2. |
Эффективность внедрения методов дифференциации и индивидуализации в педагогический процесс, его гуманизация, гуманитаризация. |
3. |
Информационное обеспечение, компьютеризация образовательного учреждения. |
4. |
Промежуточная оценка эффективности модели управления: результаты промежуточной аттестации обучающихся, участия в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских и творческих работ, проектов, спортивных соревнованиях, изучение уровня воспитанности. |
- В основе управленческих решений находятся результаты внутришкольного контроля, которое состоит из двух направлений:
Первое направление: Учебно-воспитательный процесс.
№ п/п |
Содержание модуля управленческой деятельности |
1. |
Контроль за выполнением программы всеобуча. |
2. |
Контроль за состоянием преподавания учебных дисциплин, выполнением учебных программ, достижения государственного стандарта образования. |
3. |
Контроль за реализацией прав обучающихся на получение образования. |
4. |
Контроль за состоянием трудового воспитания, профориентационной деятельности среди обучающихся. |
5. |
Контроль качества знаний , умений, навыков обучающихся, за развитием системно-деятельностного подхода педагогами в учебно-воспитательном процессе. |
6. |
Контроль за внеклассной работой по учебным предметам. |
7. |
Контроль за обеспечением условий сохранения и развития здоровья обучающихся в образовательном процессе. |
Второе направление: педагогические кадры.
№ п/п |
Содержание модуля управленческой деятельности |
1. |
Контроль за выполнением решений и нормативных документов вышестоящих органов. |
2. |
Контроль за работой методических объединений. |
3. |
Контроль за выполнением решений педагогических советов, методических объединений. |
4. |
Контроль за самообразованием педагогических работников. |
5. |
Контроль за повышением квалификации педагогических работников |
6. |
Контроль участия педагогических работников в курсах повышения квалификации. |
В образовательном учреждении организационная структура управления школой строится по линейно- функциональному типу с элементами матричной.
Внутришкольный контроль состоит из трёх уровней:
- администрация;
- учителя;
- обучающиеся.
Ключевые приоритеты развития управленческой деятельности:
- Развитие условий для обеспечения качественного и доступного образования в школе через вариативность образовательных программ.
- Создание условий для внедрения новых моделей и технологий образовательного процесса, развитие институциональной внутришкольной системы оценки качества образования.
- Рост профессионализма педагогических работников через повышение квалификации педагогических работников, использования педагогического потенциала «лучших учителей», совершенствования мотивационно- стимулирующих механизмов новой системы оплаты труда.
- Развитие условий для сохранения здоровья обучающихся и педагогов через совершенствование организации горячего питания.
- Совершенствование условий для работы с одарёнными детьми через моделирование системы учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию и самоопределению личности.
- Развитие безопасной среды, в том числе и информационно- образовательной сети.
- Расширение использования информационно-коммуникативных технологий в каждом учебном кабинете в соотвествии с современными требованиями педагогической науки.
- Развитие форм общественного участия в школьном управлении и совершенствовании системы взаимодействия и сотрудничества с семьёй и социумом через совершенствование механизмов включения родителей в процесс управления образовательным учреждением.